Опубликовано

7 базовых навыков общения для врача. Навык 5 — Эмпатия

Калгари-Кембриджская модель, о которой мы уже рассказывали тут, считается одной лучших, поскольку позволяет врачу и пациенту лучше понять друг друга, сформировать доверие и приверженность пациента к лечению, создать условия для скорейшего выздоровления пациента, снижения количества конфликтов и повышению удовлетворенности оказанием медицинской помощи. Эта модель включает в себя аж 72 полезных навыка общения для медицинского работника. В следующей серии публикаций мы останавливаемся на базовых из них…

Ранее считалось, что проявлением профессионализма врача является умение отгородиться, дистанцироваться от пациента, не вовлекаться в его проблемы и страдания эмоционально. Это рассматривалось как эффективная мера профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Однако мир меняется, и большинство пациентов ценят проявления эмоциональности. Врачу необходимо уметь выражать сочувствие. Правильно это делать в форме называния чувств, которые испытывает пациент.

Для начала необходимо научиться разбираться в видах чувствах. Сначала оценивать свое состояние и то, что чувствуешь в тех или иных ситуациях, в разное время. при разных обстоятельствах. А затем тренироваться понять чувствах других через невербальные и вербальные каналы коммуникации.

Для этого рекомендуется использовать так называемые списки или карты чувств. Они могут быть разного наполнения, но в большинство из них включены самые распространенные эмоциональные реакции.

Для прояснения чувств окружающих также можно использовать такие речевые обороты, как: «Я вижу, что вам тяжело» или «Я понимаю, как это должно быть трудно» и т.п.

Слово «эмпатия» происходит от греческого empatheia, что переводится как «сопереживание». В основе проявления эмпатии лежат невербалика, паузы, называние собственных чувств и чувств пациента, поддержка и отказ от преждевременного подбадривания.

Древние говорили: «Врач редко может излечить, чаще может облегчить, но утешить он должен всегда».

При подготовки публикации использовались свободные источники в интернете.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов