Практически любой вопрос состояния здоровья человека тесно связан с его поведением. Это не только образ жизни, но готовность обращаться за медицинской помощью, принимать «новые правила жизни» в случае диагностики какого-либо заболевания, заниматься длительным восстановлением и реабилитацией и т.п. Восприятие пациентом рекомендаций зависит от его представлений о жизненных ценностях, отношения к здоровью, а также от понимания своей роли в контроле риска заболеваний. Для пациент важно понимать и принимать ответственность за состояние своего здоровья и действовать вместе с врачом. В течение жизни под влиянием различных внутренних или внешних факторов у пациента формируются разные поведенческие модели восприятия болезни – отношения к своей болезни и ответные действия. В этой публикации мы разберем модели изменения поведения, понимание которых поможет медицинскому специалисту быть более эффективным в общении с пациентов.
Процесс изменения поведения любого человека не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости «искусственно» (насильственно) изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, нередко вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности: покурить – расслабиться, пообщаться, поесть – снять стресс и другое.
Согласно теории Джеймса Прочаска и Карло Диклементе в выработке поведения условно выделяют несколько стадий формирования мотивации и изменений поведения для установления новых привычек . При этом эти стадии имеют различную продолжительность (от минут, часов и до нескольких лет), возможен их как поступательный, так и регрессионный переход.
Предобдумывание или непонимание проблемы. Пациент не знает, почему именно ему надо изменить привычки, почему врач советует регулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии и особенно, если надо изменить такие привычные и удобные, с точки зрения пациента, образ жизни и привычки. В такой ситуации, при консультировании необходимо концентрироваться на информировании, разъяснении проблемы без глубокой детализации конкретных советов (как и что делать).
Обдумывание или принятие решения. Пациент осознал, что его повседневные привычки наносят вред здоровью, но может испытывать колебания в принятии решения. Совет, подкрепленный конкретной помощью, будет более успешным. В такой ситуации, при консультировании важна не только беседа, но и одобрение, поддержка, а также предоставление конкретной помощи и обучение навыкам: как бросить курить, как питаться и другое.
Подготовка или начало действий. Пациент решил изменить привычки, отказаться от нездорового образа жизни, регулярно принимать лекарства и другое. В такой ситуации, при консультировании уже не требуется объяснять и аргументировать, важна не столько информация, сколько психологическая поддержка, обсуждение положительных примеров из жизни (все в наших руках и т.п.).
Действие. Переход к действиям для изменения поведения. Со стороны специалиста здесь важно помочь в процессе определения целей, в планирования. Поддержать при решении проблем, помочь в определении препятствий к осуществлению изменений и факторов, закрепляющих изменения. Сосредоточиться на признаках изменения и социальной поддержке. Поощрять самостоятельность и вселять уверенность в собственных силах при устранении препятствий. Помогать избавляться от чувства утраты прежнего образа жизни. Проговаривать долговременные преимущества изменения и укреплять их понимание.
Поддержание. Успешные изменения на протяжении шести месяцев или больше. Уверенность в своих способностях и желание продолжить менять поведение. Здесь могут быть полезны группы взаимопомощи при тех или иных заболеваниях. Важно поддержать пациента в побуждении самого себя, обсудить с ним возможность противостояния срывам, определить стратегии преодоления срывов, которые дали хороший результат. Ещё можно совместно исследовать и спрогнозировать факторы, которые могут вызвать срыв в поведении и составить план поддержки (близкие, группы взаимопомощи, специалисты).
Отступ или срыв действий. Пациенту не удалось придерживаться длительное время новым более здоровым привычкам и/или сохранить регулярность лечения. Срыв возможен при любых установках и любом отношении к проблеме, но необязательно. В такой ситуации, при консультировании требуются навыки, терпение и повторное не осуждающее и не директивное объяснение и поддержка, т.к. этот этап непрост для консультирования.
Рецидив. Если человек оказывается не в состоянии поддержать происшедшие изменения, возникает рецидив — возвращение к проблемному поведению. Это может иметь серьезные негативные последствия: потерю веры в возможность реализовывать собственные решения, контролировать свою жизнь. Однако человек может вернуться на стадию намерения и совершить еще один оборот по «спирали изменений». Специалист здесь может помочь пациенту проанализировать случившийся срыв. Предложить ему рассматривать срыв как поучительный опыт, а не как провал. Вместе оценить ситуации, связанные с высоким риском. Сосредоточиться на всех «за» и «против» того, чтобы немедленно вернуться к попыткам изменить поведение.
Данная модель циклична, и каждый человек может покинуть ее на любой стадии. Та стадия, на которой находится человек, является главным показателем возможного прогресса: чем дальше человек продвинулся по «спирали изменений», тем возможнее появление положительных результатов. И главную помощь в этом ему окажет специалист.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.