Опубликовано

Краткое профилактическое консультирование

Консультация — одна из основных форм взаимодействия врача и пациента. Консультирование — это доверительный диалог между медицинским работников и пациентом, основанный на достоверной информации и предоставлении поддержки. Консультирование может использоваться как в случае обращения пациента по поводу заболевания, так и при профилактических визитах. Приводим короткий гайд для проведения профилактических консультаций.

Термин «профилактическое консультирование» используется достаточно условно. В целом этот вид консультирования ни чем принципиально не отличается от иного другого. Однако мы хотим отметить, что оно является такой же эффективной формой коммуникации для достижения значимого результата сохранения здоровья пациента.

В настоящей публикации за основе алгоритма взята ситуация профилактического и диспансерного осмотра взрослого населения в условиях амбулаторного приема.

Консультирование проводится как обязательный компонент диспансеризации и профилактического медицинского осмотра врачом, а также в ходе повседневного приема пациентов медицинским работником любой специальности. Краткое профилактическое консультирование ограничено по времени (не более 10 мин) поэтому проведение его рекомендуется по следующему алгоритму.

  1. Информировать пациента, как о выявленных заболеваниях, так и об имеющихся у него факторах риска, величине суммарного сердечно-сосудистого риска, уровнях артериального давления (АД), частоте сердечных сокращений, уровнях общего холестерина (при определении липидного спектра, о показателях липидных фракций), глюкозы крови, о результатах клинико-инструментальных исследований, установленной группе здоровья и, при показаниях, о необходимости и периодичности диспансерного наблюдения. Информировать о рекомендуемых для его возраста (пола) целевых уровнях факторов и показателей, к которым необходимо стремиться. Дать рекомендации по основам самоконтроля артериального давления в домашних условиях (особенно важно при повышении артериального давления), основам и методам доврачебной самопомощи при острых состояниях, взаимопомощи. Информировать пациента о возможности получить в медицинской организации углубленное профилактическое консультирование или посетить школу пациента (график работы, порядок записи на прием желающих бросить курить, снизить избыточную массу тела и др.)
  2. Объяснить пациенту с факторами риска их негативное влияние на здоровье и необходимость снижения риска и поддержания здорового образа жизни, повышения ответственности за здоровье, важность постоянного контроля факторов риска.
  3. Оценить отношение пациента к факторам риска, его желание и готовность к изменению (оздоровлению) образа жизни. Если пациент выражает желание к снижению факторов риска, рекомендовать ему обратиться к соответствующему специалисту или структурное подразделение медицинской организации, например в отделение (кабинет) медицинской профилактики, если такие имеются.
  4. Регистрировать в медицинских документах факторы риска, рекомендации, сроки повторных контрольных визитов при необходимости.
  5. Контролировать выполнение рекомендаций, одобрять позитивные изменения и соблюдение рекомендаций, повторять советы при последующих визитах.

При подготовки публикации использовались открытые источники в сети Интернет.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов