Опубликовано

Управление эмоциями: пошаговая инструкция

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужно понять природу их появления и научиться использовать их с максимальной выгодой для себя. Делимся небольшой пошаговой инструкцией. которая поможет медицинским работникам предупредить профессионального выгорание.

Шаг первый: признать появление неблагоприятной эмоции.

Есть люди, которые не признают появление у себя негативных эмоций. Когда такому человеку в определённой ситуации говорят: «Успокойтесь, пожалуйста«, — то в ответ он раздражённо заявляет: «Я спокоен!!!» Признание того факта, что некоторые ситуации действительно вызывают у вас негативные эмоции, будет первым шагом к развитию эмоциональной устойчивости.

Шаг второй: выяснить причину появления неблагоприятных эмоций.

Для этого нужно составить для себя перечень ситуаций, которые вызывают негативные эмоции, и понять круг проблем, которые к ним ведут. Другими словами — выяснить, что именно вас цепляет в каждом конкретном случае. Причины могут быть разные: социальные проблемы, повышенный риск, угроза здоровью или благополучию. Изучив перечень ситуаций, в которых у вас возникают нежелательные эмоции, вы сможете к ним подготовиться.

Ситуации, которые создают неминуемую опасность или угрожают жизни, вызывают у людей «честные» эмоции страха или агрессии — это оправданный ответ на реальную угрозу. Но чаще всего люди реагируют не на саму опасность, а на свою интерпретацию этого события. Например, конфликт внутри коллектива, который не представляет угрозы для нашей жизни, мы интерпретируем как что-то потенциально опасное и включаемся в борьбу. В этом случае неблагоприятные эмоции возникают в ответ на воображаемую угрозу, т. е. происходит неправильная интерпретация такой ситуации. Понимание того, что в данном случае никакой реальной опасности для жизни нет, поможет выровнять эмоциональный фон и действовать разумно и рационально.

Шаг третий: научиться преодолевать негативную эмоцию, если предупредить её не удалось.

Некоторые люди бывают настолько эмоциональны, что в определённых ситуациях от эмоционального напряжения они могут публично расплакаться. Зная за собой такую особенность, нужно научиться предупреждать развитие этой эмоции, так как если эмоция «пошла», то остановить её уже невозможно. Нужно понимать, что любой эмоции предшествует оценка ситуации («мне это страшно, неприятно» и т. п.), и именно эта оценка является толчком к появлению эмоции. Оказавшись в неприятной ситуации, постарайтесь первым делом её оценить и понять, что это — реальная опасность или всего лишь воображаемая угроза? Ответ на этот вопрос поможет более трезво воспринять обстоятельства и предупредить развитие негативной эмоции.

Но если негативную эмоцию предупредить не удалось, её необходимо выразить, так как подавленная эмоция представляет реальную угрозу нашему здоровью: если не плачем мы, то «плачут» наши органы. Хорошо, когда в трудный момент рядом есть близкие люди, которые могут нас выслушать, — любая вербализация того, что выводит нас из равновесия, снижает уровень эмоций и помогает быстрее успокоиться. К тому же друзья всегда помогут найти альтернативное решение, которое мы сами можем не заметить. После того как эмоция проявилась, постарайтесь как можно быстрее успокоиться.

Важно понимать, что данные навыки неразрывно связаны между собой и не могут рассматриваться изолировано.

При подготовки публикации использовались материалы АиФ

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов