Опубликовано

4 этических правила взаимоотношений врача с пациентом

Этот обзор основных этических правил напомнит каждому медицинскому работнику базовые аспекты в построении доверительных отношений с пациентом, как составной части эффективных коммуникаций.

Правило правдивости

Врачу необходимо внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Правило информированного согласия

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведённого лечения.

Правило информированного согласия

В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Если согласие пациента, как правило, фиксируется в устной форме и со слов пациента медицинским работником в медицинской документации, то отказ всегда должен быть письменным, то есть запись о нем в медицинских документах подтверждается подписью пациента или его законного представителя, а также медицинского работника. Согласие на применение медицинских средств и методов оформляется письменно лишь в особых случаях, оговоренных в законодательстве: при оказании психиатрической помощи, при проведении клинических испытаний на людях, при использовании новейших медицинских технологий – искусственного оплодотворения, трансплантации органов и т.д.

Правило конфиденциальности

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Пациенту должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов