Опубликовано

Коммуникации в педиатрии (часть 3)

Продолжаем серию публикаций об особенностях коммуникаций в педиатрии. Дети, это такие же пациенты. Вместе с тем, общение с ребенком. это и общение с его родителями, а случае с маленькими детьми, в первую очередь с родителями. Родители — это не просто родственники, их связь с ребенком, их ответственность и правовой статус требуют несколько иных подходов и взглядов медицинского специалиста.

3. Осмотр

1. Попросите разрешение провести осмотр: «Петя, я сейчас послушаю, как ты дышишь, хорошо?»
2. Объясняйте смысл вопросов или деталей врачебного осмотра, которые кажутся неочевидными.

4. Разъяснение и планирование

Предоставление необходимой информации в нужном объеме
1. Давайте исчерпывающую и необходимую информацию понятным пациенту языком.  Для этого сначала выясните, что пациент уже знает о заболевании: «Что Вы знаете об этом заболевании?» «Вы уже что-то слышали об этом?». Исследователи отмечают, что большинству людей трудно справиться с неопределенностью и воображаемые мысли о том, что должно произойти, зачастую более пугающие, чем то, что на самом деле произойдет.
2. Спрашивайте пациента, какие еще сведения будут ему полезны (например, этиология или прогноз заболевания): «Что бы Вы хотели знать?», «Что Вас интересует?», «Какая информация Вам бы помогла?».
3. Используйте визуальные средства передачи информации: диаграммы, модели, письменную информацию и инструкции.
4. Достижение взаимопонимания: учет позиции пациента. Позволяйте пациенту и призывайте его участвовать: спрашивать, требовать пояснений, выражать сомнения. Используйте вопрос: «Что Вы думаете об этом?».
5. Обращайте внимание на вербальные и невербальные сигналы и реагируйте на них, например, на желание пациента что-то рассказать или спросить, на информационную перегрузку, огорчение. «Вижу, Вы расстроены…». Иногда Вы можете столкнуться с отсутствием сигналов – пациент молчит. Это может быть потому, что человек изо всех сил пытается выразить свои чувства словами или что-то, что он или она не решаются обсудить. Надлежащее использование молчания дает пациентам время собраться с мыслями или набраться смелости, чтобы поговорить о чем-то, что воспринимается как пугающее или смущающее. В этой ситуации полезно сообщить, что Вы не торопите пациента: «Это может быть сложно. Не торопитесь, у нас будет возможность все обсудить».
6. Планирование: совместное принятие решений. Обсуждайте с пациентом лечение, прогнозы, сомнения. Чем сложнее план, тем сложнее убедиться, что пациент или родитель действительно его понимают. Ответ «да» не является надежным показателем понимания. Многим пациентам стыдно признать, что они не понимают или думают, что понимают, когда не понимают: «Есть ли что-то, что я не разъяснил?», «Что Вы хотели бы, чтобы я разъяснил?».
7. Поощряйте высказывание пациентом своих идей, предложений. Обсудите возможности и ограничения, которые накладывает стиль жизни пациента, (например, в семье несколько детей или работающая мать, или семья часто путешествует и т. п.).

5. Завершение

1.Вкратце подведите итоги консультации и уточните план лечения.
2. Подстраховка: обсудите, что делать, если план не сработает, когда и как пациенту следует обращаться за помощью.

Продолжение следует…

При подготовки публикации использовались материалы медицинского портала KingMed.info

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов