Опубликовано

Ребенок и врач. Как взаимодействовать?

Посещение поликлиник, медицинские осмотры и профилактические прививки, лечение заболеваний – со всем этим сталкивается практически каждый родитель. На приеме у врача ребенок может отказываться сотрудничать, может закатить истерику, а может и просто застыть. Как врачу или медицинской сестре найти контакт с ребенком? Об этом рассказываем в очередной публикации, которую подготовили по материалам проекта «Заботливая Альфа».

Родители ждут от врача уважения к маленькому пациенту. В некоторых странах врачи относятся к маленьким пациентам как ко взрослым: садятся перед ним на колени, обращаются непосредственно к ребенку.

Но важнее проявления уважения все же обстановка. Зачастую по мнению родителей и специалистов, работающих с детьми вне медицины, на приеме врач не может создать атмосферу доверия и безопасности для детей. При этом родителям хотелось бы немного искренней эмпатии со стороны медперсонала. Навык эмпатии – один из самых сложных для его развития. Его тренировка начинается с внутренних мотивов медицинского работника. которые находятся в плоскости чувства заботы о том, кто находится перед тобой.

Людям помогающих профессий необходимо действовать с чувством заботы, видеть, что происходит с человеком, чтобы успешно работать с ним и не наносить вред. А решать проблему с порезом или с зубом, не стоит ценой психологического ущерба.

Безусловно врачу или медицинской сестре нужно сделать свою работу. Вместе с тем можно важно разобраться, в чем причина отказа общаться и взаимодействовать со стороны ребенка, и тогда легче будет найти способ ее устранить.

Мы знаем множество примеров, когда детские медицинские специалисты берут на себя дополнительные функции по налаживанию контакта с ребенком, затрачивают на это дополнительное время и даже материальные ресурсы, а в замен получают хороший результат, эмоции ребенка и удовлетворение родителей.

Почему ребенок отказывается сотрудничать с докторами? Причин для противления может быть много. Вот самые распространенные:

  • ребенок не понял, что он него требуется, что с ним будут делать;
  • он боится врача;
  • он не знаком с врачом и не доверяет ему;
  • он боится боли;
  • он боится остаться один;
  • он боится, что родители перейдут на сторону врача, оставив его наедине с его страхами, обесценив его чувства.

Популярные стратегии общения медперсонала с ребенком или как не стоит делать

Врачи и средний медицинский персонал могут демонстрировать формальное уважение к пациенту, но при этом обманывать ребенка. Например, ребенка может пугать, когда адекватный с виду человек начинает говорить «ну а теперь помажем вареньем», не замечая его вопрошающего взгляда. После таких слов ребенок всю процедуру сидит настороже.

Иногда, по мнению врача, уважение к пациенту означает, что он не будет разговаривать с мамой, а будет спрашивать ребенка напрямую, несмотря на то, что ребенок может вовсе не хотеть вступать в общение, будет смотреть на маму и искать у нее подсказки и ориентиры. Врач, поговорив с ребенком как со взрослым, может требовать с ребенка как со взрослого. Хотя очевидно, что ребенок еще не готов принимать решения относительно своего здоровья.

Некоторые стараются использовать страх ребенка остаться без родителей, объединяясь с родителями или используя их как рычаг давления. А выглядит все очень «уважительно»: «Ну я даже не знаю, с таким поведением я ничего не успею, и маме, к сожалению, придется тебя оставить тут на ночь, правда, мама?»

Что способствует успешному взаимодействию врача с ребенком

Стоит начать общение с обычного знакомства и даже общения на отвлеченную тему. При этом важно не нагнетать атмосферу, а разряжать ее. Так как нам важно на приеме создать безопасную для ребенка обстановку, доктор должен стать на время «своим человеком» – дядей Мишей или тетей Катей. Это важно для того, чтобы ребенок начал сотрудничать, или хотя бы стал слушать доктора и верить тому, что этот человек с хорошими намерениями.

Также правильнее всего было бы наладить дружескую беседу с родителями, подмигнуть и пошутить, будто вы старые знакомые, которые давно знают друг друга и которые доверяют друг другу. Можно поговорить о чем-то с родителями, чтобы ребенок мог привыкнуть к новому голосу, и понять, что мама или папа не настроены против.

Начните с того, что спросите имя ребенка у мамы или папы и назовите свое. Попросить родителя познакомить его с ребенком – это очень хороший располагающий прием. Людям всегда было важно, кто рекомендует нам узнать и впустить в свой круг нового человека. Очень важно, чтобы мама представляла детей другим людям.

Дальше можно сказать пару слов о себе, таких слов, которые бы дали понять, что ребенок и врач в чем-то очень похожи. Во внешности, в одежде, в привычках, в идеях, в хобби, в любви к кошкам и т.д. Например: «Рома, привет. О, я вижу, вы уже в осенних ботинках, я тоже уже переобут, вот мои, смотри, тоже на шнурках. Устанешь завязывать, согласен?»

Через похожесть легче всего почувствовать связь. А значит, и расположение к тому, кто перед нами. Уже на этом этапе будет гораздо проще принимать заботу и распоряжения от этого взрослого. Вне контекста связи дети не будут воспринимать этого взрослого и следовать за ним.

И дальше, во время процедур, все основные моменты лечения можно уладить совместно с родителями. Родители помогут преодолеть сопротивление, успокоить или уравновесить страх ребенка, подскажут, на что сделать упор и какое количество информации нужно дать ребенку. Не стоит пренебрегать кооперацией. Врачу же нужно просто не напугать ребенка еще больше и не запрещать ему выражать свои эмоции.

Про подготовки публикации использовалась статья Валентины Ячичуровой проекта «Заботливая Альфа».

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов