Опубликовано

Коммуникации в педиатрии (часть 1)

Открываем серию публикаций об особенностях коммуникаций в педиатрии. Дети, это такие же пациенты. Вместе с тем, общение с ребенком. это и общение с его родителями, а случае с маленькими детьми, в первую очередь с родителями. Родители — это не просто родственники, их связь с ребенком, их ответственность и правовой статус требуют несколько иных подходов и взглядов медицинского специалиста.

Где бы не работал педиатр или другой детский специалист, сложности, с которыми сталкиваются они, будут схожими: мало времени на прием и подробный сбор анамнеза, родители не хотят слушать рекомендации врача, предпочитают обсуждать лечение своего ребенка в Интернете или другими родителями, врачу не удается помочь родителям принять наиболее правильное решение в отношении здоровья своего ребенка.

Яркий пример: у родителей есть убеждения, не имеющие отношения к данным доказательной медицины («если ходить зимой без шапки – заработаешь менингит», «у всех детей бывают красные щеки, и это не аллергия»). Другой пример: врач считает, что пришло время назначить антибиотики, родители панически боятся антибиотиков и просят врача изменить назначение на «более безопасное». Какова природа этих сложностей?

Недоверие врачам
Отчасти это связано с негативным личным опытом обращения к врачам в прошлом, отчасти – с эмоциональной реакцией на истории из Интернета. Культурный контекст нам, увы, тут тоже не помогает, например, «традиция» своевременного обращения к врачу.

Низкая медицинская грамотность родителей при большом количестве плохого контента
При кажущемся разнообразии статей, передач, YouTube-каналов, постов в социальных сетях и т. п., доступ к качественному контенту для медицинского просвещения родителей затруднен. Значительная часть информации неверная, статьи в медицинских журналах написаны слишком сложным языком и требуют медицинского образования. Родители оказываются в информационном вакууме при внешне значительном объеме информации.

Личный опыт
Бабушки, мамы в песочнице и блогеры непрерывно дают советы, основанные на личном опыте. Это не обязательно плохие советы – просто они подошли конкретному ребенку в конкретных, отличающихся от текущих обстоятельствах. У родителей может быть и персональный личный опыт, например, преодоления болезни старшим ребенком, и этот опыт противоречит словам врача.

Поведение врача в ходе приема
Врачи не всегда общаются безупречно. Врач может быть нетерпелив при осмотре, нетерпим к словам родителей, излишне резок в своих комментариях. Может говорить слишком мало – ничего не объяснять, говорить слишком много – родители теряются в потоке информации, говорить слишком сложно – родители не понимают специфического «медицинского» языка.

Обобщив все сложности, можем резюмировать: педиатру не удается оказать качественную медицинскую помощь в отсутствие доверия.

Продолжение следует…

При подготовки публикации использовались материалы медицинского портала KingMed.info

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов