Опубликовано

Как повысить роль пациента в своем лечении? (часть 4)

Завершаем серию публикаций о существующих методах, которые мотивируют пациентов на более активное участие в решении вопросов, связанных с их здоровьем. В этой публикации поговорим о том, что могут делать медицинские работники на местах.

Часть 4. Что нужно знать медицинским работникам ещё, чтобы повысить активность пациентов.

Для того чтобы развивать партнерские взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами, необходимо, чтобы сами медицинские работники овладели специальными знаниями и навыками. Для этого клиницистам потребуются следующие знания и навыки:

  • понимание потребностей пациентов
  • способность предоставить пациентам источники информации по вопросам здоровья и лечения
  • способность дать знания пациентам о защите своего здоровья, а также о предупреждении заболеваний или их рецидивов
  • способность определять предпочтения больных и учитывать их
  • способность предоставлять пациентам информацию о рисках и вероятностях
  • способность принимать решения совместно с пациентами
  • способность оказать поддержку в организации самопомощи и самолечения
  • способность работать в мультидисциплинарных командах
  • способность использовать новые технологии для более активного вовлечения больных в процесс охраны своего здоровья
  • способность правильно распределять время, чтобы осуществить всю программу

Обучение пациентов должно стать неотъемлемой частью взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами. Для этого необходима четкая лидирующая позиция медицинских работников, а также разработка, осуществление и оценка эффективных образовательных программ. Знание пациентом навыков самопомощи и вера в их действенность могут быть усилены с помощью целенаправленных консультаций, осуществляемых по телефону или по электронной почте, телефонного консультирования и наставничества, отправки электронных сообщений с советами и напоминаниями, так называемой виртуальной поддержки (например, в виде интерактивных интернет-сайтов и социальных сетей), а также различных технологий помощи и устройств для осуществления самоконтроля. В некоторых странах на эти цели даже выделяются специальные денежные средства.

Оказание помощи пациентам в выборе более активной роли в принятии решения об их лечении может быть весьма эффективным в обеспечении максимально индивидуального подхода к лечению заболевания у конкретного больного. Было показано, что следующие подходы могут быть весьма полезными: клиницисты сообщают пациентам адреса полезных источников информации; карточки-вопросники для пациентов, в которых перечислены примеры вопросов, которые могут быть заданы больными в отношении своего лечения и ухода; эффективные средства, помогающие пациентам участвовать в принятии решения совместно с их лечащими врачами; рекомендации по проведению самопомощи, которые облегчают пациентам с хроническими заболеваниями, нарушениями дееспособности и эмоциональными проблемами борьбу с симптомами болезни; обеспечение доступа больным к историям болезни на бумажных или электронных носителях; направление пациентам копий письменных обращений к медицинским работникам.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций» реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.