Опубликовано

Как повысить роль пациента в своем лечении? (часть 3)

Продолжаем серию публикаций о существующих методах, которые мотивируют пациентов на более активное участие в решении вопросов, связанных с их здоровьем. В этой публикации осветим актуальность обучения пациентов навыкам самостоятельного ухода за собой.

Часть 3. Обучение пациентов навыкам самостоятельного ухода за собой .

Люди с хроническими заболеваниями – например, с депрессиями, нарушениями питания, бронхиальной астмой, артритами или гипертонической болезнью – очень выигрывают от приобретения информации по вопросам самообслуживания, особенно если эту информацию они получают от других людей с такими же хроническими заболеваниями. Программы самообслуживания при хронических заболеваниях, которые нередко осуществлялись неправительственными организациями добровольцев, были реализованы в Австрии, Великобритании, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, России. Участники этих обучающих программ получили сведения о методах релаксации, преодоления депрессии и чувства тревоги, страха и гнева, а также информацию о питании, преодолении возникающих проблем, приеме лекарств, совместном принятии решения о лечении и разработке планов дальнейшего лечения. Такой тип обучения самопомощи может усиливать положительный эффект от приобретения дополнительных знаний, помогать бороться со сложностями, повышать приверженность лечению и усиливать самодостаточность. Он также способствует умеренно выраженному кратковременному улучшению самочувствия с повышением дееспособности, ослаблением боли, усталости и депрессии.

Обучение по вопросам оказания самопомощи может быть более эффективным, если оно интегрировано в системы первичной и вторичной медико-санитарной помощи и если приобретенные сведения в дальнейшем закрепляются информацией, получаемой от медицинских работников. Многие учебные программы по оказанию самопомощи, осуществляемые медицинскими работниками, нацелены на специальные группы пациентов. Например, было установлено, что состояние здоровья больных диабетом улучшается после прохождения обучения по оказанию самопомощи, причем такое обучение может сократить расходы на медицинское обслуживание. Аналогичным образом, результаты анализа итогов проведенных медицинскими работниками учебных программ для больных с хроническими обструктивными поражениями легких показали, что после таких программ частота госпитализации больных уменьшилась.

Хотя имеются реальные возможности для увеличения объема и улучшения качества информации по вопросам здоровья, которая может быть предоставлена как пациентам, так и всему населению, письменная информация сама по себе редко оказывается эффективной в плане изменения поведения людей или в плане улучшения состояния их здоровья. Активное обучение и передача обучаемым практических навыков всегда значительно более эффективны, чем простая раздача памяток. Такая форма активного обучения может быть успешно реализована с помощью дистанционных форм. Результаты двух аналитических работ по интерактивному использованию онлайн-обучения показали, что такая форма обучения способствовала повышению уровня информированности пациентов и их дееспособности. Кроме того, в этих случаях больные считали, что они получают более качественную социальную поддержку, что приводило к положительным изменениям их поведения и к улучшению результатов их лечения.

Наиболее эффективными обучающими программами по вопросам самопомощи являются такие программы, которые более продолжительны и более интенсивны, которые хорошо интегрированы в систему здравоохранения и после которых медицинские работники закрепляют полученные знания и навыки во время последующих регулярных контактов с пациентами. Следует сосредоточить усилия на создании условий, которые позволяли бы пациентам освоить практические навыки и выработать в себе уверенность в том, что помощь самим себе будет очень полезна для улучшения состояния их здоровья. Практические занятия с активным участием обучаемых дают гораздо лучшие результаты по сравнению с традиционным дидактическим обучением.

Продолжение следует…

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций» реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.