Завершаем серию публикаций о существующих методах, которые мотивируют пациентов на более активное участие в решении вопросов, связанных с их здоровьем. В этой публикации поговорим о том, что могут делать медицинские работники на местах.
Часть 4. Что нужно знать медицинским работникам ещё, чтобы повысить активность пациентов.
Для того чтобы развивать партнерские взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами, необходимо, чтобы сами медицинские работники овладели специальными знаниями и навыками. Для этого клиницистам потребуются следующие знания и навыки:
- понимание потребностей пациентов
- способность предоставить пациентам источники информации по вопросам здоровья и лечения
- способность дать знания пациентам о защите своего здоровья, а также о предупреждении заболеваний или их рецидивов
- способность определять предпочтения больных и учитывать их
- способность предоставлять пациентам информацию о рисках и вероятностях
- способность принимать решения совместно с пациентами
- способность оказать поддержку в организации самопомощи и самолечения
- способность работать в мультидисциплинарных командах
- способность использовать новые технологии для более активного вовлечения больных в процесс охраны своего здоровья
- способность правильно распределять время, чтобы осуществить всю программу
Обучение пациентов должно стать неотъемлемой частью взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами. Для этого необходима четкая лидирующая позиция медицинских работников, а также разработка, осуществление и оценка эффективных образовательных программ. Знание пациентом навыков самопомощи и вера в их действенность могут быть усилены с помощью целенаправленных консультаций, осуществляемых по телефону или по электронной почте, телефонного консультирования и наставничества, отправки электронных сообщений с советами и напоминаниями, так называемой виртуальной поддержки (например, в виде интерактивных интернет-сайтов и социальных сетей), а также различных технологий помощи и устройств для осуществления самоконтроля. В некоторых странах на эти цели даже выделяются специальные денежные средства.
Оказание помощи пациентам в выборе более активной роли в принятии решения об их лечении может быть весьма эффективным в обеспечении максимально индивидуального подхода к лечению заболевания у конкретного больного. Было показано, что следующие подходы могут быть весьма полезными: клиницисты сообщают пациентам адреса полезных источников информации; карточки-вопросники для пациентов, в которых перечислены примеры вопросов, которые могут быть заданы больными в отношении своего лечения и ухода; эффективные средства, помогающие пациентам участвовать в принятии решения совместно с их лечащими врачами; рекомендации по проведению самопомощи, которые облегчают пациентам с хроническими заболеваниями, нарушениями дееспособности и эмоциональными проблемами борьбу с симптомами болезни; обеспечение доступа больным к историям болезни на бумажных или электронных носителях; направление пациентам копий письменных обращений к медицинским работникам.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций» реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.