Продолжаем серию публикаций о существующих методах, которые мотивируют пациентов на более активное участие в решении вопросов, связанных с их здоровьем.
Часть 2. Методы для стимулирования совместного принятия решения при выборе лечения
Пациентам, если они хотят играть более активную роль в принятии решения о собственном лечении, нужна помощь со стороны высококвалифицированных клиницистов. Имеющиеся факты свидетельствуют о том, что хорошо организованные учебные курсы помогают улучшить коммуникационный потенциал врачей, медицинских сестер и фармацевтов. В результате такого стимулирования со стороны профессионалов больные становятся более активными, уровень их информированности повышается, их тревога ослабевает, они чувствуют себя более удовлетворенными. В то же время такой подход не увеличивает расходы на лечение; напротив, расходы могут даже сократиться – например, путем уменьшения количества выписанных рецептов на лекарства. Кроме того, пациенты лучше соблюдает назначенную им схему лечения (усиливается приверженность лечению), что в свою очередь повышает вероятность того, что лечение окажется эффективным. Несомненно, можно существенно улучшить характер коммуникаций между медицинскими работниками и их пациентами.
Помимо действий, которые направлены, прежде всего, на клиницистов, были разработаны и с успехом апробированы различные другие методы повышения заинтересованности пациентов. К их числу относятся: наставничество, позволяющее повысить уверенность больного в своих силах, чтобы занимать более активную позицию во время встреч с медицинскими работниками; использование карточек с вопросами, которые они могут или должны задать профессионалам; дневники или тематические списки вопросов для дискуссий; резюме встречи с медицинским работником для последующего более детального анализа. В результате использования таких методов и средств повышается уровень информированности пациентов, и они чувствуют свою большую причастность к решению проблем. Имеющиеся данные показывают, что можно повысить активность больных и эффективность лечения без существенного увеличения расходов на медицинское обслуживание. Однако сведения о влиянии такого подхода на состояние физического здоровья пациентов противоречивы.
В качестве вспомогательных средств, которые помогают больным принимать решения, могут быть использованы любые средства, которые помогают улучшить обмен мнениями между больными и медицинскими работниками. К настоящему времени в мире насчитывается более 500 таких средств. Они основаны на использовании различных носителей информации – например, памяток, компьютерных программ, аудиозаписей и компакт-дисков.
Эти средства помогают пациентам проанализировать данные об эффективности различных схем лечения и выбрать наиболее предпочтительные для себя; таким образом, они могут принимать решения, основанные на информации о преимуществах и недостатках различных вариантов лечения. Эти средства могут быть очень эффективными, если они правильно разработаны. Такие средства помогают улучшить информированность больных, в результате чего они более активно участвуют в принятии решения и лучше сопоставляют собственные потребности и имеющиеся возможности лечения. При разработке и оценке этих средств был использован набор стандартов, выбранных международной группой исследователей. Эти средства не увеличивают, но и не снижают чувство тревоги, но они дают пациентам возможность более точно оценить степени риска. Чем более индивидуализирована информация о степени риска, тем выше вероятность того, что она позволит улучшить участие пациента в принятии решения и в «достижении согласия» между предпочтениями больного и имеющимися альтернативами лечения. Имеются также определенные факты, свидетельствующие о возможной экономической эффективности таких средств, особенно в тех случаях, когда их использование сочетается с индивидуальным консультированием больного. Результаты оценки эффективности применения пациентами таких вспомогательных средств показывают, что следствием их использования может быть снижение частоты отдельных хирургических вмешательств на 25%, хотя несомненно, что это зависит от конкретной ситуации по данной проблеме, которая, как известно, существенно варьирует как в различных странах, так и в разных регионах одной страны.
Вспомогательные средства для принятия решения должны быть основаны на результатах анализа материалов новейших исследований; поэтому национальные организации (например, научно-исследовательский институт) могут получить просьбу об апробации, разработке и адаптации таких материалов. Несмотря на сведения о положительных результатах их использования, даже широкое внедрение инновационных подходов все еще очень медленно способствует более активному вовлечению больных в процесс принятия решения. Однако благодаря реализации этой инициативы во многих странах, включая Австралию, Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Нидерланды, Францию и США, ситуация начинает меняться немного быстрее. Есть такие примеры и в отечественном здравоохранении. В настоящее время руководящие работники здравоохранения и клиницисты начинают осознавать, что привлечение пациентов в качестве партнеров по ответственности при принятии решения более рационально, чем просто лечение этих людей как пассивных потребителей медицинских услуг.
Продолжение следует…
Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций» реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.