Опубликовано

Как повысить роль пациента в своем лечении? (часть 1)

Существует множество достаточно изученных и оцененных методов, которые мотивируют больных на более активное участие в решении вопросов, связанных с их здоровьем.

В публикации приведены материалы, подготовленные на основе обзоров различных баз знай и публикаций по данной проблематике. Не все из них имеют хорошие доказательные обоснования (особенно слаба доказательная база в материалах по экономической и долгосрочной эффективности), тем не менее, перечисленные ниже методы имеют наиболее серьезное обоснование.

Часть 1. Методы повышения грамотности в вопросах здоровья

В большинстве развитых стран существует выраженная заинтересованность в передаче пациентам и населению информации по вопросам здоровья. Во многих последних разработок основное внимание уделено компьютерной информации и разработке интернет-сайтов и порталов по вопросам здоровья, включая организацию виртуальных групп поддержки. Полезной может быть хорошо подготовленная и оформленная письменная информация, которая помогает лучше понять представленные медицинскими работниками объяснения, касающиеся нарушений здоровья и лечения. Информация работает лучше всего, если они подготовлена персонально для нужд конкретного индивидуума, поэтому компьютерная информация может быть более эффективной по сравнению с печатными материалами.

В ряду мероприятий, специально нацеленных на группы населения с низким уровнем грамотности в вопросах здоровья, особое внимание уделяется учебным курсам, мероприятиям в коллективах и подготовке или модификации информации по вопросам здоровья, которая отвечала бы специфическим потребностям этих групп населения. Результаты оценки этих мероприятий оказались несколько противоречивыми; часть из них, но далеко не все, способствовали улучшению информированности населения и лучшему пониманию проблемы. Были предприняты попытки использовать пиктограммы и другие визуальные наглядные пособия, однако до сих пор не получено убедительных данных, которые доказывали бы, что такие подходы действительно оказывают какое-то влияние на преодоление неравенства в доступности медицинской помощи. Люди, которые используют компьютеры в своей повседневной жизни, нередко предпочитают получать информацию по вопросам здоровья через интернет, однако придание этому информационному каналу чрезмерного значения может усилить неравенства в доступности медицинской помощи, так как исключит из числа потенциальных потребителей компьютерной информации пожилых людей и инвалидов, людей с низкими доходами, а также представителей этнических меньшинств. Однако если удастся решить проблему неравенства доступа к медицинской помощи, это позволит считать, что люди из более ограниченных сообществ получат больше выгод, чем представители более зажиточных групп населения.

Было показано, что информация в других электронных форматах – например, в виде цифрового интерактивного телевидения, текстовые сообщения в мобильных телефонах, аудиозаписи и вмешательства через Интернет – дает противоречивые результаты в плане улучшения уровня знаний среди населения; тем не менее, такая информация может оказывать благоприятный эффект на чувство уверенности у пациентов и их возможности быть вовлеченными в процесс принятия решения. Имеются также убедительные данные, что такая информация помогает улучшить результаты лечения и изменить поведение людей, особенно если она используется в дополнение к санитарно-просветительной работе, проведенной в медицинских учреждениях. Информация в электронном формате может быть особенно полезной при работе с труднодостижимыми группами населения – например, при работе с молодыми диабетиками текстовые сообщения, отправляемые на их мобильные телефоны, были достаточно успешно использованы для решения задач, связанных с оказанием самопомощи.

Люди в наибольшей степени стремятся получить информацию по вопросам здоровья, которая будет наиболее полезной в ответственные моменты принятия решений. Эта информация должна быть приемлемой, своевременной, релевантной и достоверной. Качество информации, предоставляемой интернетом, варьирует в значительной степени и нередко вызывает серьезные сомнения, поэтому полезными могут быть методы, позволяющие оценить ее качество и достоверность. Клиницисты и руководящие работники здравоохранения обычно считают, что наиболее важным является предоставление пациентам основной медицинской информации – например, основных сведений о болезни, однако сами больные могут быть более заинтересованы в получении информации о возможных альтернативах лечения, о вероятности успеха терапии (прогноз) или о том, каким образом можно получить помощь для того, чтобы более эффективно бороться со своими заболеваниями. Было разработано большое количество различных вопросников для оценки качества информационных материалов по вопросам здоровья.

Продолжение следует…

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций» реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.