Опубликовано

Самолечение. Что заставляет пациентов действовать без врача

Самолечение – это такие действия, которые люди предпринимают для того, чтобы независимо от официальной медицины определить свои проблемы со здоровьем и проводить лечение. Оно является наиболее доминирующей формой «медицинского обслуживания». Почему так?

Большинство людей сами справляются с небольшими расстройствами здоровья, не прибегая к помощи медицинских работников, а люди с хроническими заболеваниями гораздо больше времени уделяют своему лечению, чем они находятся под наблюдением медицинских работников; однако при планировании медицинского обслуживания населения этот важный факт чаще всего игнорируется.

Отсутствие понимания и поддержки самостоятельных усилий пациентов приводит к излишней зависимости от медицинских работников. В результате возрастают потребности в дорогостоящей медицинской помощи, что может ухудшать эффективность работы медицинского персонала и удовлетворенность населения помощью. Значительная часть самопомощи заключается в ежедневном решении проблем, связанных с длительными и хроническими заболеваниями – такими как бронхиальная астма, диабет, артрит и другие. Самопомощь – это то, чем большинству людей с хроническими нарушениями здоровья приходится заниматься практически все время. Они стремятся как можно лучше организовать свое повседневное существование и преодолеть последствия нарушений своего здоровья, причем в огромной мере без каких-либо вмешательств со стороны медицинских работников. Однако когда люди с хроническими расстройствами здоровья обращаются за профессиональной консультацией, они действительно нуждаются в соответствующей помощи и поддержке, чтобы улучшить имеющиеся у них навыки самопомощи. К сожалению, они не всегда получают такую помощь от профессионалов. Слишком часто взаимоотношения клиницистов и пациентов имеют тенденцию к стимулированию не уверенности в себе, а пассивности и зависимости, что в конечном счете разрушает остатки уверенности больных в своих силах и снижает способность сопротивляться болезни.

В настоящее время руководящие работники здравоохранения во многих странах изыскивают пути для передачи средств на местный уровень – и таким образом, уменьшить зависимость от дорогостоящей госпитальной помощи, чтобы более эффективно лечить пациентов с хроническими заболеваниями. Широкое международное признание получила «модель лечения хронических заболеваний», разработанная в США Эдом Вагнером (Ed Wagner) и его коллегами. Центральным стержнем этой модели являются действия, направленные на то, чтобы заставить людей более внимательно относиться к своему здоровью и к медицинскому обслуживанию путем оказания им помощи в эффективном самоконтроле при наличии у них длительных нарушений здоровья.

Цель такой помощи в самоконтроле – научить пациентов решать три вида задач:

  • проводить лечение своего заболевания – например, принимать лекарство или придерживаться специальной диеты
  • выполнять повседневные функции и действия
  • контролировать эмоциональные последствия своих заболеваний.

Принципы самоконтроля были разработаны во многих теоретических моделях, преимущественно в области психологии и поведенческих наук. Из этих моделей чаще всего ссылаются на теорию самодостаточности Бандуры. Самодостаточность имеет отношение к уверенности индивидуума в своих способностях к успешному обучению и выполнению определенных действий. Выраженное ощущение самодостаточности обеспечивает осознание человеком своих способностей и его готовность решать новые и более трудные задачи. Если речь идет о здоровье человека, то эта теория подразумевает, что больные в достаточной степени мотивированы на решение проблем, связанных с их здоровьем, в тех случаях, когда они уверены в своих возможностях добиться этой цели. Поэтому мероприятия для повышения степени самоконтроля должны быть сфокусированы на выработке у людей чувства уверенности в своих силах и на передаче им соответствующих знаний и навыков, с помощью которых пациенты смогут сформулировать свои индивидуальные цели и выбрать стратегии для успешного их достижения.

Для успешного внедрения данных подходов могут применяться школы пациентов, группы взаимопомощи и индивидуальные консультации и методы ограниченного сопровождения пациентов.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций» реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.