Опубликовано

12 типов психологического реагирования пациентов на заболевание (часть 1)

Классификация на основании внутренней картины болезни

Гармоничный.

Пациент трезво оценивает свое состояние, стремится активно содействовать успеху лечения, в случае неблагоприятного прогноза (инвалидизации) переключается на те области жизни, которые останутся доступными.

Стратегия. Такой пациент главный союзник и помощник врача. Пациент и врач совместными усилиями могут достигнуть максимума в коррекции всех имеющихся расстройств.

Эргопатический.

Характеризуется «уходом от болезни в работу». Пациент старается не поддаваться болезни, активно перебарывает себя, часто является принципиальным противником лекарств. Главное стремление —  сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности в прежнем качестве.

Стратегия. Обсудите с пациентов, как можно совместить  курс лечения и работу.  Учитываете: такие пациенты часто бросают терапию, как только чувствуют, что болезнь ослабла.

Анозогнозический

Пациент активно отбрасывает мысли о болезни и ее последствиях, не признает себя больным, симптомы приписывает случайным обстоятельствам или другим несерьезным  заболеваниям, отказывается от обследования и лечения, надеется, что все само собой решится.

Стратегия. Рекомендуется  максимально контролировать ход лечения, привлекать родственников.

Тревожный

Характерны мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, неэффективности и даже опасности лечения. Пациент все время ищет новые методы лечения, собирает дополнительную информацию о болезни и вероятных осложнениях, перепроверяет рекомендации врача у других «авторитетов». В отличие от ипохондрического типа, больше интересуется объективными данными о болезни (результатами анализов, заключениями специалистов и т.д.), чем собственными ощущениями. Как следствие — повышенная тревожность, угнетенность настроения и психической активности.

Стратегия. Если человек беспокоится и тревожится, его надо успокоить, буквально стать заботливым отцом или матерью. В общении важны мимика, жесты,  тембр голоса (тихий, ласковый, но уверенный). Помимо успокаивающего тембра речи, можно использовать и некоторые вербальные психотерапевтические приемы, например, повтор последних слов в предложении пациента, пересказ своими словами того, что озвучил пациент. Важно давать таким пациентам возможность высказаться, не прерывать их монологи. Следует помнить, что помимо психологических, существуют и фармакологические методы коррекции тревоги с помощью анксиолитических транквилизаторов.

Продолжение следует…

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций» реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.