Опубликовано

Аргументация в медицинских коммуникациях (часть 1)

В наших публикациях для участников проекта Школа профессиональных коммуникаций мы неоднократно разбирали те или иные инструменты, которые позволят повысить эффективность общения медицинского специалиста и пациента. Эффективность такого общения не обязательно должна сводиться к тому, чтобы пациент принимал «сторону» врача в том или ином вопросе. Однако, зачастую именно этого мы и пытаемся достичь, особенно когда объективно, чтобы помочь пациенту это необходимо. И здесь один из важных навыков становиться аргументация, которая и должна помочь пациенту принять действительно взвешенное и наиболее подходящее для него решение. Таким образом, навык аргументации важен при работе с возражениями пациента.

Сбор информации о состоянии пациента (на этапе аргументации) представляет собой перечень вопросов, целью которых является выяснение с чем связано заболевание, как давно оно появилось, его симптомы и история болезни. Все вопросы можно разделить на несколько основных групп:

  • Открытые вопросы, диагностические (кто, как, что, почему, каким образом …?): вынуждают пациента рассказывать о заболевании (нельзя ответить «да» или «нет»);
  • Закрытые вопросы (имеете ли, знаете ли, есть ли у Вас, можете ли Вы, …?): служат для достижения согласия и контроля взаимопонимания; дают дополнительную детальную информацию;
  • Внушающие вопросы (согласны, предпочитаете …?): для получения согласия, управления разговором; перевод разговора в нужное русло;
  • Гипотетические вопросы (если; предположим, что; допустим, что…): подводит к осознанию потребностей;
  • Рефлексирующие/отражающие (правильно ли я Вас поняла, что …; другими словами …): при работе с возражениями; для контроля взаимопонимания; для возможности собственной корректировки мнения пациента;
  • Риторические вопросы («Вы знаете о возможных осложнениях Вашего заболевания?»): элемент манипуляции.

«Врач должен знать, что пациенты часто лгут, когда говорят, что они принимали лекарства». Эта цитата из сочинений Гиппократа напоминает нам о том, что врачи всегда сталкивались с проблемой несоблюдения пациентами предписаний доктора. 58.6% пациентов искажают предписания врачей, из них — 21.5% не соблюдают дозировки или указаний относительно числа приемов лекарств, 37% — не принимают лекарственные препараты в течение рекомендованного времени (как правило, сокращают это время). В настоящее время около половины пациентов приходя в аптеку просят заменить выписанные врачом лекарственные препараты на более дешевые аналоги. Для того, чтобы убедить пациента в необходимости лечения именно выписанным врачом лекарственным препаратом, необходимо использовать язык выгод: «для Вас это означает …», «это позволит Вам …», «благодаря этому Вы …», «это облегчит Вам …», «это оправдывает …» и т.д.

Проводя работу с возражениями, необходимо приводить аргументированные доводы (рациональные: факты, цифры, мнения экспертов; эмоциональные: примеры и демонстрация, личный опыт).

Формула аргументов в идеале выглядит так: два рациональных + два эмоциональных

Однако не со всеми пациентами врачу удается наладить взаимоотношения. Таких больных условно можно отнести к категориям:

  • пациенты, не склонные к сотрудничеству с врачом;
  • пациенты, имеющие цели, отличные от лечения;
  • пациенты, с которыми трудно наладить взаимопонимание;
  • пациенты, доверительные отношения с которыми мешают процессу лечения.

Основные барьеры общения:

  • различные уровни познавательной сферы у общающихся между собой людей;
  • отсутствие эмпатии между общающимися;
  • отсутствие условий для самореализации у одной из сторон общения;
  • несовместимость характеров коммуникантов;
  • экстремальные ситуации, нарушающие привычный процесс взаимодействия;
  • барьер отвращения (брезгливость);
  • нарушение межличностной дистанции;
  • манипулирование в процессе общения одной из сторон;
  • генденый барьер (самый сильный физиологический фактор).

Таким образом, высокий уровень коммуникативной компетентности врача позволяет поставить более точный диагноз, особенно, если это касается психологических проблем пациента, научить пациента контролировать свое состояние и обеспечить более хорошие результаты лечения.

Продолжение следует…

При подготовки публикации использовались материалы Академии непрерывного медицинского образования

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов