Опубликовано

Стадии горевания. Как помочь пациенту принять тяжелую информацию (часть 2)

Специалисты определяют горе как реакцию на утрату значимого объекта, утрат у части собственной идентичности или ожидаемого будущего. Термины «горе» и «утрата» используют обычно как синонимы. Пациенты и их родственники могут столкнуться с этим состоянием и первый, кто окажется рядом будет медицинский работник. Как помочь и при этом понять, что переживает человек мы разберем в этой публикации. Продолжаем серию публикаций в рамках проекта Школа профессиональных коммуникаций, реализуемого при поддержки Фонда президентских грантов.

Гнев

«Почему это случилось именно со мной?». Когда пациент не в силах отрицать очевидное, его начинают переполнять раздражение, негодование, ярость. Он обращает свою агрессию и гнев на общество, врачей, родственников. Возмущение распространяется во всех направлениях и может выплескиваться совершенно неожиданно.

В этот момент постарайтесь относиться к пациенту с уважением, уделять ему время и внимание, спокойно выслушивать – и тогда тон голоса пациента снова нормализуется и раздраженные требования прекратятся.

Торг

«Если я сделаю то-то, это поможет мне выздороветь?» На этом этапе пациент пытается «торговаться» с Богом или судьбой, заключать «сделки», чтобы разрешить ситуацию. Снижается психоэмоциональное состояние. Появляется мотивация к излечению и надежда на выздоровление. Пациент начинает поиск способов и путей избавления от болезни, как традиционных, так и не традиционных (что может создать дополнительные риски). Для него в этот момент преобладающие чувства — это сочетания страха и надежды.

Депрессия

На этой стадии человек понимает всю тяжесть своего положения. Он оплакивает то, что уже потерял (привычный образ жизни, внешнюю привлекательность, силы, работоспособность и т.д.). Совершенно недопустимо твердить пациенту, чтобы он не печалился. Пациент будет признателен тем, кто сможет просто побыть рядом, не предпринимая постоянных попыток его утешить.

На этом этапе психологические бессознательные защитные механизмы как правило перестают действовать. Наступает как бы фаза страдания. Человек признает серьезность ситуации, иллюзии рассеиваются. Проявляются чувства тревоги, страха смерти, стыда и, даже, вины. Также могут повторяться суицидальные мысли как призыв о помощи.

Принятие, или смирение

Смирение не следует считать этапом радости. Оно почти лишено чувств, как будто боль ушла, борьба закончена и наступает время принятия. Кроме того, в это время помощь, понимание и поддержка больше нужны окружению пациента, чем ему самому. Движение может осуществлять по следующим направлениям:

  • формирование новой идентичности — принятие себя в новых жизненных обстоятельствах
  • примирение с судьбой и окружающими
  • возможность жить в новых условиях
  • восстановление психологического богатства
  • человек адаптируясь, просто продолжает жить

У пациента могут преобладать такие чувства, как страх, надежда, смирение. Страх смерти сбалансирован надеждой (завтрашний день тоже будет), усиливается яркость мелочей в восприятии. Падает уровень невротизации.

При проживание этих стадий от специалиста требуется коррекция консультативной беседы.

Важно помнить, что у пациента под влиянием постоянного сильного психологического напряжения происходит изменение познавательных процессов и мышления, которые выражается в трудности концентрации внимания, уменьшение объема внимания, ухудшение памяти. Уменьшается естественное усвоение и снижение объема информация в результате чего происходит нарушение способности к принятию конструктивных решений.

Как помочь справиться со страхом

  • уметь слушать
  • понимать невербальные языки
  • оказывать эмоциональную поддержку
  • общаться с пациентом открыто, доверительно
  • относиться к пациенту с сочувствием (не путать с жалостью!)
  • честно отвечать на вопросы не внушать несбыточных надежд
  • дать возможность задавать вопросы
  • понимать потребности пациента
  • предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению
  • прибегнуть к помощи специалиста (психолога, психотерапевта, при чем как для самого пациента, так и для медицинского работника тоже)

Важно сохранить себя, как специалиста и «не скатиться» с профессиональной позиции. Стоит следовать следующим кратким рекомендациям:

  • осознание себя: цели, мотивы, паттерны поведения
  • реалистичность ожиданий
  • понимание особенностей целевой группы
  • укрепление профессиональной позиции
  • набор «первичных» инструментов

При подготовки публикации использовались материалы Благотворительного фонда «Детский паллиатив»

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов