Опубликовано

Стили сообщения плохих новостей

Как сказать о сложном своему пациенту? А если у него неизлечимое заболевание? Или технологии, которые нужны будут для него недоступны? Как при этом не оказаться для пациента плохим? Как сохранить контакт? Как остаться быть в ресурсе самому? Эти и другие вопросы могут тревожить врача, особенно, если ему ранее не приходилось сообщать столь тяжелые и плохие новости пациенту. Знакомство со стилями общения и базовыми рекомендациями как себя в этот момент вести позволят вам понять, в каком направлении можно начать действовать.

Сказать слишком быстро и слишком резко — будет довольно неожиданно для пациента. Это повышает риск «неадекватных» реакций ― слез, истерик, агрессии, недоверия, суицидов. Кром того. такой подход может считывается пациентом как равнодушие.

Сказать слишком медленно ― завуалированно, «сказать, но не сказать». Так вы можете повысить тревогу и уменьшить доверие.

Конечно, всегда существует риск непонимания со стороны пациента. Но им тоже можно управлять.

Ниже мы приводим обзор наиболее зарекомендовавших себя алгоритмов сообщения плохих новостей. И даже не побоимся назвать их инструментами для эффективное сообщение плохих новостей.

Для начало убедитесь об исходной уровне знаний и информации у пациента о заболевании или состоянии. подобном его. Можно использовать такие вопросы:

  • «Вы что-то знаете?»
  • «У вас есть мысли по поводу этого?»
  • «Как вы представляете ситуацию?»

Следующие прием называется «Пробный выстрел + пауза»:

  • «К сожалению, результаты не такие, как мы ожидали».
  • «Мне нужно сказать вам о чем-то, что может вас расстроить».
  • «Есть неожиданные изменения в анализах, которые нам нужно обсудить».

Важно получить разрешение у пациента сообщат ему новости. Необходимо уважать право пациента знать, что с ним происходит. Здесь можно задать прямой вопрос:

  • «Я могу продолжать?»
  • «Вы готовы слушать дальше?»

Не спешите рассказать ему все сразу, дозируйте свои объяснения, не торопитесь, не перегружайте пациента информацией, делайте паузы.

Принимайте реакции пациента, проявляйте эмпатию. Для этого можно использовать следующие речевые модели:

  • «Я вижу, вам очень трудно это слышать».
  • «Вы не ожидали этого».
  • «Мне очень трудно вам об этом говорить», «Мне очень жаль».

Далее в консультации важно дождаться момента, когда возможно дать обоснованную надежду. Также важно избегать прогнозов о продолжительности жизни, говорить о возможностях и ограничениях методов лечения, имеющейся статистике, однако также не следует давать ложных надежд, если клиническая ситуация не позволяет обнадежить пациента.

Классическим примером правильной коммуникации при сообщении плохих новостей служит протокол SPIKES.

При подготовки публикации использовались свободные источники в интернете.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов