Калгари-Кембриджская модель, о которой мы уже рассказывали тут, считается одной лучших, поскольку позволяет врачу и пациенту лучше понять друг друга, сформировать доверие и приверженность пациента к лечению, создать условия для скорейшего выздоровления пациента, снижения количества конфликтов и повышению удовлетворенности оказанием медицинской помощи. Эта модель включает в себя аж 72 полезных навыка общения для медицинского работника. В следующей серии публикаций мы останавливаемся на базовых из них…
Проблемы, связанные с тем, как врачи разъясняют информацию являются краеугольными в выстраивании эффективных коммуникаций и доверительных отношений между медицинскими работниками и пациентами.
Информирование пациента может быть:
- недостаточным или избыточным (то, что врач знает хорошо);
- речь врача перенасыщена сложными, профессиональными терминами;
- не совпадать с ожиданиями пациента (например, при при первом обсуждении поставленного диагноза врач считает более важным обсудить его лечение, а пациент ― причины и прогноз заболевания).
Важно понимать, что для каждого пациента процесс информирования должен быть разным: одному ― подробно разъяснить, другому ― только обозначить. Еще необходимо дозирование информации ― маленькими порциями с паузами.
При этом пациент может отреагировать ― вербально, задав вопрос, и невербально, что позволит врачу направлять свое разъяснение в нужное для пациента русло. То есть процесс информирования или разъяснения превращается из монолога в диалог с пациентом, становится более пациент-центрированным.
Но в любом случае информирование точно не должно сводиться к прочтению письменной формы согласия (например, стандартные формы согласий на медицинские вмешательства, либо обработку персональных данных и т.п.). Важно пояснить, на что именно вы предлагаете пациенту подписать согласия, а также дать возможность пациенту задать уточняющие вопросы. Фактически подписание согласий должно формально завершать процесс информирования.
При подготовки публикации использовались свободные источники в интернете.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.