Опубликовано

7 базовых навыков общения для врача. Навык 1 — Активное слушание

Калгари-Кембриджская модель, о которой мы уже рассказывали тут, считается одной лучших, поскольку позволяет врачу и пациенту лучше понять друг друга, сформировать доверие и приверженность пациента к лечению, создать условия для скорейшего выздоровления пациента, снижения количества конфликтов и повышению удовлетворенности оказанием медицинской помощи. Эта модель включает в себя аж 72 полезных навыка общения для медицинского работника. В следующей серии публикаций мы останавливаемся на базовых из них…

Слушание ― комплексный навык, который состоит из молчания (выдерживание пауз), невербальной и вербальной фасилитации (недирективный способ управления, от англ. facilitate— помогать, облегчать, способствовать) и улавливания сигналов. Доказано, что среднее время монолога пациента ― 92 сек. (если его не перебивать).

Фасилитацией называют различные навыки подбадривания ― невербальные (зрительный контакт, кивки) или вербальные ― с использованием нейтральных слов («продолжайте», «расскажите подробнее») или отражений (повторение слов, сказанных пациентом).

Улавливание сигналов о том, что происходит с пациентом ― вербальные и невербальные намеки, когда пациент вскользь упоминает что-то или показывает эмоцию, но сам не останавливается на этом, не развивает ее.

Навык слушания можно разделить на активное и пассивное. Активное слушание — это такая своеобразная постоянная обратная связь с собеседником, сочетающая в себе такие составляющие, как:

  • внимательно слушать, показывая это;
  • воспринимать и анализировать информацию;
  • применять ее в дальнейшей коммуникации.

Активного слушанья позволяет практикующему врачу или иному медицинскому работнику:

  • сократить время консультации;
  • обсудить по-настоящему важную информацию для пациента;
  • путем невербальные послания достичь доверительного контакта;
  • понять ожидания и потребности пациентов, которые могут раскрываются в невербальных сигналах и косвенных, дополнительных комментариях чаще, чем в четких высказываниях.

Для применения навыка активного слушания рекомендуется использовать вопросы. Они бывают двух типов: закрыты (предполагают ответ «да» или «нет») и открытые (требуют от собеседника более развёрнутого ответа)

Врачи часто задают закрытые вопросы (дефицит времени, желание контролировать процесс и другое). Но такие вопросы повышают тревожность, могут создавать пациента впечатление «допроса», пациенты могут закрыться.

Альтернативный стиль расспроса ― использование открытых вопросов (свободный рассказ), особенно в начале консультации (жалобы): «Расскажите о…», «Что-то еще?», «Расскажите обо всем с самого начала» вместо «Где?», «Когда?», «Как сильно?». Примеры открытых вопросов:

  • Что привело вас в ко мне?
  • Что бы вы хотели обсудить сегодня?
  • Какие у вас есть вопросы?

Но использовать открытые типы вопросов ещё не достаточно. Со стороны врача важны тон, темп, поза, мимика, выражающие интерес, заботу.

По результатам разных исследований открытые вопросы положительно коррелировали с оценками, которые пациенты давали медицинским работникам: отзывчивость, внимательность и другие. А со стороны врачей отмечалось сокращение времени консультации.

Общее правило, которого можно придерживаться при построении диалога с пациентов. целью которого будет не только получение информации и оказание помощи, но и создание доверительного диалога может быть то, что вначале беседы использовать открытые вопросы, а только в конце уже прибегнуть к закрытому типу, в основано для уточнения и прояснения формальностей.

Также существуют другие варианты вопросов, которые показали свою неэффективность:

  • наводящие, т.е. содержащие ответ («Боли только в левой руке, да?»).
  • тестовые, т.е. дающие варианты ответов («С чем связываете начало простуды ― может, перетрудились или понервничали, переохладились?»).
  • множественные, т.е. сразу несколько («Как часто боли в животе? Что-то принимаете? К кому-то обращались?»).

При подготовки публикации использовались свободные источники в интернете.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов