Опубликовано

Почему люди не хотят обследоваться на ВИЧ

ya_krug

Роман Поликарпов, председатель РРМБОО «Молодые медики Дона»   дал интервью для сайта Пятой международной Конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии: «Одной из причин того, что люди не ходят сдавать тест на ВИЧ, является высокий порог доступности тестирования«.

— Рома, почему призывы проходить тестирование, направленные на население, даже встречая положительный отклик людей, редко побуждают их к практическому действию – пойти и сдать тест на ВИЧ?

На мой взгляд, одной из причин является высокий порог доступности тестирования.

— Что ты имеешь в виду?

Я имею в виду не только возможность легко найти пункт тестирования, добраться до него и желательно бесплатно сделать сам анализ, но и получить до- и послетестовое консультирование и другие смежные услуги и помощь. Возможно, коллеги со мной не согласятся, но я знаю немногих специалистов в Ростове-на-Дону, которые умеют проводить консультирование и делают это.

Конечно, медсестра ростовского центра-СПИД, которая сидит на потоке — она консультирует, но вот как это выглядит. У нее есть стандартный набор вопросов, которые она задает, самой же полноценной консультации нет.  Пожалуй, такая форма консультирования — это лучшее, что я видел у нас в регионе. Возможно, я просто чего-то не знаю, не встречал, но работая сейчас с врачами акушерами-гинекологами по обучению навыкам консультирования по вопросам ВИЧ-инфекции, понимаю, что для них, эта обязательная и наиважнейшая форма индивидуальной профилактической работы с женщиной, tabula rasa. Мои знакомые врачи-инфекционисты, когда прочитали на моей странице Вконтакте, что мы проводим тренинг для акушеров-гинекологов по вопросам консультирования, звонили и спрашивали: «А что это такое? Мы слышали, что это надо делать». Это интересуются специалисты, которые практически каждый день в своей практике назначают обследование на ВИЧ.

— А разве не существует каких-то методических рекомендаций?

Есть конечно, но специалисты либо о них не знают в принципе, либо не знают, как применять это на практике или просто не хотят утруждаться.

— А в чем препятствие?

Мне видится все так. В студенческие годы этому не учат, а в общем то в дальнейшем врачу больше этому негде учиться. За все годы моей подготовки в медицинском университете в целом о ВИЧ-инфекции с нами разговаривали два раза – на кафедре эпидемиологии была лекция и ещё одна лекция и семинар с клиническим разбором на кафедре детских инфекционных болезней. Но о консультировании вообще не упоминалось. Возможно в других вузах другие программы.

Поэтому, когда молодые врачи приступают к самостоятельной практике, они могут даже не знать, что перед тестом на ВИЧ и после надо проводить консультирование, а самое главное, как его проводить. А кто может назначит человеку обследование на ВИЧ? Любой специалист: инфекционист, акушер-гинеколог, педиатр, подростковый врач, терапевт. Часто встречаешь такой стереотип: «…СПИД – это надо сразу направить человека в центр-СПИД, это не к нам…».

— Это все свидетельство того, что для интеграции ВИЧ-инфицированных пациентов в общую лечебную сеть не создано ничего?

Скорее сами врачи к этому не готовы. Нельзя сказать, что ничего не делается. Например, у нас в регионе в каждой территории есть доверенный врач по ВИЧ-инфекции — ответственное лицо, которое приказом назначено в каждой медицинской организации, поликлинике, роддоме. Но при этом, как мне видится, формальный подход к делу.

— Это назначение обозначает, что человек проходит какое-то специальное обучение, знакомится с минимальным стандартом, или на него просто расписывают эти обязанности?

Это больше организационная должность, то есть программа минимум – это проконтролировать, что пациенты проходят диспансерное наблюдение в центре-СПИД, получают лечение, если оно показано. Касательно профилактической работы, обучения других коллег по этой теме – это реально не включено в их деятельность. Раз в год проходит день специалиста — собираются все эти врачи на конференцию, где сотрудники центра-СПИД зачитывает свои доклады, ругают за недостаточную работают… Иногда бывают ещё «скучные» совещания, например, проводится день педиатра, и докладывается какая-либо тема по ВИЧ-инфекции. Сотрудниками центра-СПИД проводятся выездные проверки медицинских организаций в территориях, где изучается, как осуществляется работа по данному направлению, но, на мой взгляд, все это опять же формально. Если нужно отчитаться за профилактическую работу – отчеты сочиняются, а если не нужно, то и этого нет. Но самое главное, результата нет.

Есть и другой аспект – экономический что ли. Я вижу низкую доступность тестирования в поликлиниках по месту жительства. Как правило, существуют небольшие квоты на данный анализ, они заканчиваются, так как сама СПИД-лаборатория не в этих поликлиниках, кровь направляют в другие учреждения, тут возникает вопрос взаиморасчетов между учреждениями. В общем, если человек понимает, что у него были риски и хочет обследоваться в своей поликлинике, то это может и не получится.

— То есть если поликлиника по месту жительства решит обследовать больше граждан, лаборатория не примет эту кровь к исследованию?

Скорее всего в поликлинике скажут так: «Извините, сегодня мы не можем вас обследовать на ВИЧ, у нас нет возможности, отправляйтесь в центр-СПИД, там всегда можно сдать тест».  Кстати, центр-СПИД в условиях сокращения бюджета также ограничен. Если раньше можно было прийти и сказать: «Мне нужно сдать тест на ВИЧ, потому что мне нужна справка для медицинской книжки» или обследоваться во время беременности или для госпитализации в стационар, то сегодня по решению руководства центра в этих случаях отказывают в бесплатном тестировании.

— Им предлагают платить за это?

Платных услуг в нашем центре-СПИД, на сколько мне известно, сейчас нет. Предлагают обратиться, что называется, «куда хочешь». Но это сегодня практика Ростова и нашего региона. Ещё в 2014 году, когда в связи с сокращением финансирования мы понимали, что денег на закупку тест-систем будет недостаточно, было принято решение, что мы не будет тестировать тех, кому это нужно для госпитализации в стационар. А люди приходят «по привычке», или их направляют из поликлиник, и в центре-СПИД им говорят, что такой услуги нет.

— А как тогда, в этих условиях, ты видишь возможность понижения порога доступности тестирования на ВИЧ?

Во-первых, что касается консультирования, врачей всех специальностей необходимо обучать навыкам использования этой технологии. И не методички всем раздать, а обучать через тренинги, прежде чем доктора будут назначать пациентам обследование на ВИЧ. Такое практико-ориентированное обучение важно внедрять в каждом медицинском вузе или колледже, каждая медицинская организация в обязательном порядке должна направить на такое обучение всех своих сотрудников. И если доктора будут проходить такое комплексное обучение по вопросам ВИЧ-инфекции, это может решать и вторую задачу – готовность медперсонала общей лечебной сети оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ, а не перенаправлять их в специализированные центры. Во-вторых, в условиях существующего финансирования первичной медико-санитарной помощи (а это в основном поликлиники по месту жительства) по так называемому одноканальному принципу за счет обязательного медицинского страхования, предусмотреть возможность оплаты из этих средств тестирования на антитела к ВИЧ. В-третьих, развивать программы по экспресс-тестированию. И тут цель не столько обеспечить массовый скрининг, сколько возможность провести индивидуальную профилактическую работу, так как любое такой экспресс-тестирование также должно сопровождаться до- и послетестовой консультацией. И в-четвертых, продолжить и наращивать профессиональную информационную работу о необходимости тестирования с населением, учитывая особенности уязвимых групп и другие важные моменты.