Агенство социальной информации сообщает, что Министерство здравоохранения РФ опубликовало критерии оценки качества работы медицинских организаций потребителями услуг.
Критерии разработаны совместно с общественными организациями и включают четыре блока: открытость и доступность информации, комфортность условий предоставления услуг, доброжелательность и оценка внешнего благоустройства медорганизации. В Республике Башкортостан и Пермском крае реализованы пилотные проекты по оценке качества работы медицинских организаций.
Критерий «открытость и доступность информации» предполагает, что медицинская организация обязана в доступной форме информировать население о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий, об эффективности методов лечения, о льготных лекарственных средствах и лекарственном обеспечении, платных медицинских услугах и порядке их оплаты, а также вести пропаганду здорового образа жизни и осуществлять санитарно-гигиеническое просвещение населения.
Критерий «комфортность условий предоставления услуг» позволяет оценить внутреннее благоустройство места предоставления услуги (например, наличие работающего лифта для пациентов в многоэтажных поликлиниках, комфортность условий ожидания приема врача, санитарные условия) и внешнее благоустройство (например, возможность посещения медицинских организаций лицам с ограниченными возможностями здоровья, наличие автомобильной парковки, освещение территории).
Критерий «доброжелательность» включает отношение медицинского персонала к пациенту, отсутствие посторонних во время приема у врача, неразглашение персональных данных пациента третьим лицам. Критерий «оценка внешнего благоустройства медорганизации» учитывает безопасный проезд, удобный проход к медицинской организации.
Критерии оценки, как подчеркивают представители НКО, входящих в Общественный совет при Министерстве здравоохранения, разработаны с учетом их предложений и будут способствовать формированию независимой системы оценки качества работы медицинских организаций.
«Мы действительно считаем, что если у человека есть возможность оценить в реальном времени полученную услугу, то Минздрав получит качественную обратную связь. Ведь не всегда отчеты главных врачей в министерство региональных департаментов здравоохранения соответствуют действительности. Некоторые услуги могут не предоставляться или предоставляться в неполном виде. Скажем, у поликлиники есть пандус для инвалидов-колясочников, с помощью которого подняться можно, а дальше на пути – или урна, или закрытая дверь. Общественный совет полностью согласился с предложенным и опубликованным на сайте Минздрава вариантом опроса пациентов», — говорит президент Союза пациентов и пациентских организаций с редкими заболеваниями (СПИПОРЗ), президент МБОО «Общество инвалидов, страдающих синдромом Хантера, другими формами мукополисахаридоза и иными редкими генетическими заболеваниями» Снежана Митина.
Оценка пациентами качества работы медучреждений будет проводиться также с помощью соцопросов, горячих линий и т.д. Данная система позволит оценить отношение в медучреждении к пациенту, а самым главным здесь будет реакция власти на результаты независимой оценки, считает сопредседатель Общественного совета при Минздраве, президента Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев.
«Оценка ради оценки никому не нужна. Если какое-то учреждение по независимой оценке не справляется со своими функциями, то какие будут выводы? Если будет реакция власти с конкретными выводами и действиями, то это великолепно. Иначе смысл системы потеряется. Возможно, нам придется дорабатывать ее в части реакции властей», – отмечает Юрий Жулев.
Механизм формирования независимой оценки предусматривает обязательное создание при органах государственной власти в регионах общественных советов с участием НКО. С учетом поступивших из регионов предложений Минздрав и Минтруда подготовят методические рекомендации для проведения независимой оценки и выстраивания рейтингов, которые будут вынесены на общественное обсуждение.
Также хотим отметить, что РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» провели исследование «Доступность и качество медицинской помощи в РФ: планируемые показатели на 2013 год». В основу исследования эксперты положили критерии качества и доступности медицинской помощи, предусмотренные в федеральной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Однако стоит отметить, что жители регионов зачастую не знают не только о планируемых показателях и их динамике, но и о существовании самой программы госгарантий. Сами практикующие врачи также не всегда полностью владеют такой информацией и не могут полноценно её донести до пациентов. Кроме того, по мнению специалистов, этих критериев недостаточно для оценки работы системы здравоохранения и для определения, насколько качественно была оказана помощь. По итогам данного исследования Ростовская область заняла 60 место.
Почему 60-е место? Во-первых, это смертность населения (общая, материнская, младенческая, смертность в результате ДТП и смертность от болезней кровообращения). Во-вторых, это обеспеченность населения того или иного региона страны ресурсами здравоохранения — количество врачей, а также учреждений, которые ведут автоматизированную запись на приём к врачу при помощи интернета и сенсорных терминалов. В-третьих, это эффективность профилактической работы: доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на ранних стадиях, полнота охвата профилактическими осмотрами детей и т. д. И, наконец, в-четвёртых, учитывалась деятельность медицинских учреждений (средняя длительность лечения в медучреждении, объём оказываемой помощи, количество вызовов скорой помощи, число лиц, которым медицинская помощь была оказана в течение 15-20 минут после вызова).
В итоге призовые места по всем показателям были отданы Алтайскому краю, Орловской и Тюменской областям. Столице досталось 13-е место, а Петербургу — 19-е.
В 5 раз лучше обстоит дело с качеством медицинской помощи в соседнем с Ростовской областью Ставропольском крае — регион занял в рейтинге 12-е место. У Краснодарского края — 46-е.
Отметим, что Ростовская область, согласно показателю обеспеченности врачами, занимает лишь 73-е место. Зато по числу тех, кому скорая медицинская помощь была оказана в течение 15-20 минут после вызова, оказалась на 24-й строчке.
Эксперты агентства подчёркивают, что качество медицинской помощи не может быть одинаковым во всей стране. Во-первых, каждый регион характеризуется своими социально-экономическими особенностями, качеством, возрастом и уровнем жизни населения. Во-вторых, в каждом субъекте, действует, как правило, своя программа развития здравоохранения. Реализуется она, само собой, везде по-разному.
Источники: www.asi.org.ru, www.ria.ru, rostovlife.ru