Опубликовано

12 типов психологического реагирования пациентов на заболевание (часть 2)

Классификация на основании внутренней картины болезни.

Ипохондрический

Такой пациент сосредоточен на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях и стремится постоянно рассказывать о них окружающим. Он преувеличивает влияние на его жизнь существующих заболеваний, а также может приписать себе и те болезни, которых у него нет. При назначении лекарственной терапии концентрируется на побочных действиях препаратов. С одной стороны он готов лечиться круглосуточно и выполнять все рекомендации, с другой стороны – в успех лечения он не верит.

Стратегия. В основе ипохондрии лежит навязчивый страх. Пациент подробно говорит о своих ощущениях, потому что боится упустить важные детали, необходимые для диагностики. Дайте ему понять, что страх — естественная эмоция, его не нужно скрывать, пациент имеет право его проявлять и говорить о нем. Предоставьте пациенту всю информацию о болезни и требующемся лечении. Проявляйте твердость, четко проговаривая: «Я понимаю ваши опасения, поэтому вам был назначен ряд анализов/исследований. Этого достаточно, чтобы с уверенностью сказать, что других заболеваний у вас нет; …что, на этом лечение закончено, вы выздоровели».

Неврастенический

Самый распространенный тип реакции на болезнь, характеризующийся частыми вспышками раздражения. Такой пациент не переносит болевые ощущения, он нетерпелив, неспособен ждать облегчения. Часто свои негативные эмоции он изливает на первого попавшегося. В последующем испытывает раскаяние за доставленное другим  беспокойство и свою несдержанность, вспышки раздражения нередко завершаются слезами.

Стратегия.  Сначала нужно обеспечить пациенту безопасное, спокойное и уравновешенное окружения, затем —   укрепить внутренние ресурсы личности, стимулировать рост уверенности пациента в своих силах. Общаться с пациентом нужно на равных, не позволяя ему лидировать в беседе. Врачу ни в коем случае нельзя принимать раздражение или агрессию на свой счет, активно реагировать на необоснованные обвинения, вступать в длительные споры, лучше всего сменить тему беседы. Рекомендации по лечению должны даваться точно и жестко.

Меланхолический

Пациент с таким типом реагирования удручен болезнью, он не верит в выздоровление даже при благоприятных объективных данных, высказывает депрессивные мысли, в том числе и суицидальные.

Стратегия.  В основе меланхолического типа реагирования на болезнь часто лежат  имеющиеся у пациента негативные сведения о возможности излечения от недуга. Именно нацеленность на худший исход приводит к пессимистической оценке будущего и суицидальным намерениям. Такие пациенты нуждаются в душевных разговорах, в поддержке, одобрении успехов, врачу нужно подчеркивать каждое положительное изменение, стараясь переключить внимание пациента на прогресс в лечении. Важную роль играют небольшие знаки внимания.

Апатический

Пациенту этим типом реагирования все равно, чем завершится лечение. Его ничего не интересует, даже то, что раньше казалось важным. На необходимые процедуры и лечение он соглашается только при настойчивом побуждении со стороны, сам инициативы не проявляет.  

Стратегия. Врачу нужно брать инициативу на себя, постоянно контролировать течение лечения. Медицинскому персоналу рекомендуется терпеливо ожидать ответа на поставленный вопрос, трижды подумать перед тем, как что-то сделать для пациента без его просьбы, пусть даже и для его пользы: возможно, пациент может это сделать сам и стоит побудить его к активным действиям. Иногда полезно (очень осторожно) спровоцировать у такого пациента эмоции негативного спектра, например, раздражение или гнев, которые помогут ему «включиться» в происходящее.

Продолжение следует…

Публикация подготовлена в рамках проекта «Школа профессиональных коммуникаций» реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов.