Опубликовано

«ТО, ЧТО ЗАКОННО, – НЕ СПРАВЕДЛИВО, А ТО, ЧТО СПРАВЕДЛИВО, – НЕ ЗАКОННО»

Россияне склонны оценивать больницы и поликлиники как более коррумпированные места, чем школы, детские сады и вузы. Эти выводы содержаться в докладе «Формальные и неформальные отношения в системах здравоохранения и образования» , который был представлен 5 марта на площадке Комитета гражданских инициатив. Документ подготовили эксперты Левада-центра по заказу КГИ.

В 2017 году Левада-центр провел опрос 1570 респондентов подателей и потребителей услуг: врачей стационаров и поликлиник, людей, получавших лечение в больницах и в поликлиниках, воспитателей детских садов, родителей детей, посещающих детские сады, школьных учителей, родителей школьников, преподавателей и студентов вузов.

По словам автора доклада, руководителя отдела социокультурных исследований «Левада-центр» Алексея Левинсона, более 40% граждан считают, что в больницах распространена коррупция. О поликлиниках так думают 36% опрошенных. Показатель вузов – 30%. Меньше всего граждане склонны обвинять в коррупции школы и детские сады – по 15%.

Представления о жизни в России в целом хуже, чем отзывы о конкретных бюджетных учреждениях. О наличии коррупции в разного рода организациях заявили 55%. 57% опрошенных выразили мнение, что за взятку или по знакомству можно получить неположенные услуги, а 52% считают, что и за положенное по закону надо доплатить.

Присутствовавший на презентации доклада руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по развитию обязательного медицинского страхования Александр Трошин видит причину коррупции в медицине в том, что в этой сфере не сложилось взаимосвязи между качеством работы и оплатой труда врача. «Сегодня молодые врачи, окончив вузы, отказываются от дальнейшей карьеры, потому что не готовы брать взятки. И бедно жить тоже не готовы», — отметил он. «За рубежом хороший врач постепенно обзаводится своей клиентурой и начинает зарабатывать больше. В России эта практика находится в тени. Граждане все равно находят врача, у которого хотят лечиться, которому доверяют, но попадают к нему с помощью неформальных отношений», — пояснил Александр Трошин.

Алексей Левинсон подтвердил, что граждане предпочитают вступать в неформальные отношения напрямую и негативно оценивают идею работы медицинских госучреждений через страховые компании, считая, что последние «паразитируют» на государственных деньгах.

Ведущий дискуссии, член КГИ Евгений Гонтмахер видит выход из сложившейся ситуации в том, чтобы предоставить страховым компаниям возможность быть реальными страховщиками и нести прямую ответственность перед потребителем на качество предоставляемых услуг. Кроме того, он убежден, что все платные и не платные услуги должны быть территориально разведены. «В муниципальных учреждениях платных услуг быть не должно», — сказал он.

По словам Алексея Левинсона, исследование также выявило, что представления граждан о законности и справедливости формальных и неформальных отношений расходятся: то, что законно, – не справедливо, и то, что справедливо, – не законно. Так, в сознании большинства опрошенных россиян оплата услуг в сфере муниципального образования и здравоохранения воспринимается как несправедливость. Однако граждане не видят ничего зазорного в том, чтобы «отблагодарить» врача или учителя, считая финансовое вознаграждение или подарок вполне справедливыми, но при этом запрещенными законом.

В нашей стране в государственных учреждениях действуют «отношения власти». Такие отношения всегда ассиметричны, поэтому вполне естественно, что они заменяются отношениями, в которых стороны равны, а именно «отношениями обмена». Причем инициаторами перехода на такие отношения зачастую выступают сами граждане. «Мы с вами (граждане) предпочитаем заменить властные отношения на отношения обмена», — сказал Алексей Левинсон.

Отметив важность и уникальность проведенного исследования, Евгений Гонтмахер также заметил, что оно позволяет сделать более широкие выводы о формальных и неформальных отношениях в обществе в целом. «Основные тенденции взаимоотношений между подателями и потребителями услуг в социальной сфере характерны и для других институтов», — сказал он.

Читать больше здесь